Удивительно, как быстро все меняется. Ну прямо как в фильме каком-то. Главный герой уверен в себе и очень амбициозен, потом - раз! - ничего не получается и все катится к чертям, а потом снова он крут, доволен собой и на высоте, затем откат назад и регресс. Качели.
Наверное, все так и должно быть. Ведь все всегда говорили мне об этом. Что никогда не знаешь, что случится завтра. Что случится может все что угодно. В том числе и то, чего ожидаешь меньше всего. И никогда не знаешь, откуда может прийти помощь.
А иногда ее ждать неоткуда. То есть сам понимаешь, что все, пиздец, ты с этим тет-а-тет, и только что все было хорошо...
Например, только что ты работал в хорошем месте, где тебя все устраивало, жопу отъел... И кабинет свой большой, и нагрузка приемлемая, и методический день, и готовиться к урокам можно сколько угодно, печатать все, что захочешь, каждому индивидуально... И никто к тебе не лезет, не указывает, что делать, как преподавать. пришли пару раз, сказали "все понравилось, большое спасибо". Коллеги замечательные, подругу даже вроде как нашла.
И вот в конце года: контракт выполнен, можем предложить только работу в другом подразделении. И все бы ничего, хорошее подразделение, может, еще более престижное даже, но ведь хрен знает где... От моего дома ехать на метро, потом еще автобусом. Для работы в школе это очень далеко. И снова нагрузка по самое нимагу, простите. И теперь уже нет русскоязычных коллег практически, все на английском, вся документация, и директор тоже англичанин и полный мудак, судя по всему, и дети по-русски еле-еле разговаривают. Два выпускных класса, которых готовь к экзаменам, да не по привычному хотя бы ЕГЭ, а по кэмбриджским. И классы не 9й и 11й, а 11й и 13й, вот так вот. И никакой тебе литературы. Вот же скука.
Так вроде хотя бы денег обещали побольше платить. Так нет же, потом передумали: "у вас мало опыта" и все такое. То есть типа спасибо скажите и на этом и ножки целуйте от счастья и благодарности, что вас взяли. А что я, плохо работала? Так же, как и другие, только за мизерные деньги. Старалась очень, хотелось каждого научить, классы свои воспитывала "под себя", учила писать сочинения. Действительно учила. Формулировали тезисы, подбирали аргументы, цитаты выискивали. И результат даже видела. Дети-то были, слава Богу, не дураки.
Но для генерального директора это лишь бизнес. Нужно, чтобы в школе работали педагоги с приличным стажем, увешанные всякими регалиями.
Но ведь я тоже очень перспективная. Магистратуру дополнительно окончила, в аспирантуру собираюсь, категорию бы тоже в скором времени получила. Уже выбрала детей, с которыми можно было бы на олимпиады замахиваться, правда, сами они не хотят, конечно, да я бы заставила... Сценки разные ставила, к новому году целый спектакль, и это еще со слабым классом. Получилось здорово, всем понравилось, родителям тоже. Ученики стали появляться.
И я даже согласна была работать уже в том отделении, пусть за эти жалкие гроши и пусть по восемь уроков в день и ехать полтора часа, на курсы английского языка пошла. Так вышла одна неприятная история, которая, как я подозреваю, была лишь поводом к тому, чтобы от меня избавиться. Это была последняя учебная неделя, уроков у меня уже не было, и я должна была ездить в то отделение, чтобы "освоиться" и влиться в новую систему, понаблюдать, как ведут уроки другие учителя. В один из этих дней у учителя, чьи уроки я должна была посетить, занятий не было, два ее класса уехали на экскурсию. Она мне сказала: "Чего тебе здесь сидеть-то?" И я подумала, действительно, мол, чего. К тому же мне нужно было заехать в старое отделение, написать заявление на отпуск, забрать кое-какие вещи и в институт еще документы отвезти (у меня защита намечалась через несколько дней). отпросилась я у директора подразделения, он меня отпустил. Через несколько дней меня вызывает генеральный и грубо так заявляет, что я не должна была никуда уходить, что я, такая-разэтакая, должна была поставить в известность начальника отдела кадров (?!), а не директора того подразделения, и написать заявление за свой счет, раз я ушла с работы раньше, а тот факт, что я вообще-то в этот самый день была у начальника отдела кадров, писала заявление на отпуск, просидела там гораздо больше положенного мне времени, не считается и т. д. И вообще "мой уровень английского" их не устраивает, хотя я и с коллегами разговариваю, и уже на курсы специально пошла, вообще всячески стараюсь показать готовность к работе. Да и у нас в русском отделении по-английски говорят только учителя английского, и из всех остальных русистов я говорю по-английски лучше всех даже. А потом добавили: "и русского", хотя эта домохозяйка в жизни ни на один урок мой не пришла! И вообще к образованию не имеет никакого отношения, только одно место лизать у родителей горазда. А обучение в этой школе стоит столько, что даже страшно представить. На дворе кризис, детей забирают, не могут родители оплачивать. Ну еще бы...
Так обидно было. Я ведь так старалась, так гордилась своей школой... Что поделать, предложили мне мировую: написать по собственному желанию, получить премию и... восвояси. Что мне оставалось? Написала, получила деньги в конверте и ушла. И тут же у этой генеральной директрисы поведение поменялось: и вы молодец, и у вас перспективы, и вы, может, к нам еще вернетесь (ага, когда стану уже кандидатом, заслуженным учителем и все такое).
Курсы я все равно окончила. Ведь часть денег уже заплатила, да и понравилось мне. Хочется продолжить, но теперь-то некогда. Все лето потратила на этот интенсив, уставала очень (курсы вечерние были, заканчивались поздно, занятия по три часа). Параллельно работу новую искала. И вроде бы нашла. Тоже частная школа. Православная на этот раз. Мне все там понравилось сначала: кормят вкусно, праздничные службы в рабочее время бывают, то есть вроде как и на службу сходил, и на работу)) Школа при монастыре и в центре Москвы. Мне добираться более-менее удобно, график тоже хороший, рано вставать не нужно было.
Но опять тоже самое. На собеседовании милая директриса все очень здорово расписала. Мол, и дети у них прекрасные, и кормят великолепно. Конечно, методического дня не предполагалось, ну и ладно... Зарплату обещали более-менее хорошую, все расписали при мне, сколько должно получиться (у меня еще была должность куратора начальной школы). Я согласилась (два собеседования, между прочим, проходила), все были вроде рады, сказали в августе подпишем договор и все будет ок.
Но потом у директора возникли какие-то проблемы, так что она не звонила и на связь не выходила. Как я потом поняла по косвенным замечаниям, все-таки они хотели время потянуть и искали другого педагога, но в итоге никого лучше не нашли. Это был первый момент, который меня смутил. Почему было тогда сразу не сказать, что, мол, мы еще другие кандидатуры хотим рассмотреть, чтобы я тоже как-то на собеседования поездила? Потом оказалось, что в школе человек десять новых учителей, то есть текучка та еще.
Далее договор. Мне он показался немного странным, в частности, в том, что не прописана была зарплата. Сказали, квиток учителя получают в сентябре, как в государственной школе, так что меня этот ответ удовлетворил. Я еще раз уточнила, выйдет ли в итоге та сумма, на которую мы договаривались, на что мне четко ответили: да, выйдет. Но потом оказалось, что по различным причинам моя зарплата все-таки получилась меньше, и на мои вопросы и растерянность директор очень возмутилась и сказала, что вообще она "тянет меня как может" и что это очень хорошая зарплата для учителя, хотя реально в первый год работы в той адской государственной школе я получала больше. Дальше - больше. Директор постоянно повышает голос, причем на всех, учителя ходят как пришибленные, за свои места трясутся, особенно два завуча, которым на пенсию пора выходить... Сидят на работе сутками, выполняют идиотские поручения, и меня сразу возненавидели за то, что я вовремя ухожу с работы. Мой рабочий день заканчивается в 17-00, так она, видя, что я без трех минут пять стою одетая, начинает меня отчитывать... После работы - оставайся, клей листочки на стены и украшай лестницу, хотя за это отвечает отдельный человек, декоратор. Я там была как разнорабочий какой-то школьный. Вместо охранника даже на посту сидела. Семь лет училась, называется... Ездила на экзамены в интситут, так все за свой счет, учебный отпуск она отказалась мне оплачивать...
Потом опять произошла история из-за этого института, достал он меня уже. Не хочу вдаваться в подробности, но возненавидевшая меня завуч не дала директору на подпись заявление о том, что я ухожу с работы на час раньше (за свой счет, разумеется), хотя мы об этом за неделю договаривались, уроков в это время у меня нет, так что я никого не подвела бы, просто ушла пораньше. Так она поставила мне на это время замену. Ну и в итоге все это мне засчитали как "самовольный уход с рабочего места", оформили дисциплинарное взыскание. Чуть ли не на каждый урок приходила завуч. Ну, меня это не особо парило, я методику соблюдаю, предмет свой знаю, контакт с детьми прекрасный. Плохо было то, что у меня не было обещанного кабинета, приходилось бегать туда-сюда, другие учителя после звонка своих учеников постоянно задерживали, и я не всегда успевала подготовить доску и раздаточный материал. Печатать там было негде, краски в принтере никогда нет, смарт-доска есть только в одном кабинете, и то включай-выключай после себя. А мне ведь урок надо вести, перемены не хватает, особенно, когда стоишь под дверью, ждешь, когда другой учитель урок закончит. Директор тоже была на моем уроке (по идее, она тоже преподает мой предмет, а еще вдобавок основы православной культуры), раскритиковала нещадно. И синий мел я не использую, и тетради дети стали вести отвратительно (мол, в начальной школе такого не было, а тут за месяц я все испортила), и оценки завышаю, и вообще веду урок "ужасно", она разочарована и все такое. Я еще раз посмотрела одну тетрадь по литературе, за ведение которой была выставлена директором тройка... Ну, что могу сказать. Не тройка это. Почерк не идеальный, но более-менее правильный, читабельный, всякие термины выделены цветным карандашом. Я даже сфотографировала эту тетрадь, так меня эта тройка поразила. Причем у меня был один класс, шестой, который неправильно произносил некоторые термины. Я их поправляла, но они мне доказывали, что их так учили. Действительно, оказалось, что у них в прошлом году литературу вела директриса, и она реально их научила так произносить, и это было не какое-то особо сложное слово, в котором может быть спорное ударение типа "оксЮморон" или "оскюморОн", а простые "пЕстушки", песенки для грудничков. "Пестушка" и произошла от слова "пестовать", и это нужно было детям объяснить, тогда и значение термина им бы стало понятно. А у нее, понимаете ли, "пестУшки", и вот хз почему.
И родители были вроде как мною больше довольны, чем ею. Коллега мне сказала, что это просто видовая конкуренция, мол, не нравится ей, что у меня в моем возрасте уже есть неплохие задатки.
А в договоре еще стоял пункт "испытательный срок 2 месяца", так что когда я написала заявление об увольнении по собственному желанию и попросила выдать мне на руки копии всех бумажек, что были на меня написаны (дисциплинарка, разборы уроков), то мне мало того, что отказали, так еще и пригрозили, что уволят с формулировкой "не прошла испытательный срок". Я это все записала на диктофон, по настоянию мужа, но жалобу так и не подала. Не могу так. Я это все спустила директору на первой работе, и тут тоже не стала ничего предпринимать. Просто хотелось забыть об этом поскорей.
Далее. Еще один удар. Диссертацию я защитила на "отлично", научрук была мною довольна в высшей степени, сказала, что работа очень достойная, что мне необходимо поступать в аспирантуру, лично меня рекомендовала. С завкафедрой сложились тоже прекрасные отношения, она мою кандидатуру поддерживала. Но возник конфликт с одним профессором, чьи пары я не могла посещать из-за работы. У меня было оформлено свободное посещение, так что я попросила его дать мне какое-то задание или возможность прийти в другое время. Он отказал со словами "мои требования я озвучил; вы студентка, если не успеваете работать - не работайте". Я один раз тогда тоже за свой счет ушла с работы, вызвала такси и приехала-таки на пару, чтобы все сдать. Их всего-то было три, это был даже не предмет, а научный семинар. Но я посетила только одно занятие, он поставил мне три и испортил красный диплом. Ну и хрен бы с ним, да только когда я поступала в аспирантуру, он принимал экзамен и, естественно, завалил. То есть поставил мне 4. По остальным предметам у меня 5ки были, так что для поступления мне третья 5ка была нужна. И я была уверена, что она будет, так как вопрос мне достался легкий, я его знала, отвечала неплохо. Другая студентка, которая пишет по его направлению (французская литература) получила 5, хотя не ответила ни на один дополнительный вопрос... Забыла главного писателя эпохи барокко, хотя вопрос был по этому периоду. И он настоял, чтобы пять поставили ей, так как мой ответ слишком "мозаичный". Завкафедрой человек мягкий, конфликты не любит, не стала она спорить. Правда, потом ей вроде как неловко стало, и она даже звонила мне, предложила закрепить тему на кафедре, участвовать в конференциях и поступать в следующем году. Так что на одной конференции я уже была. А вот научрук, когда узнала, кого взяли вместо меня, была, мягко говоря, в шоке. Правда, сказала, что я сама виновата и нужно было с тем мудаком-профессором не ругаться. Эх, да, не сдержалась я, сама знаю...
Устроилась я на новую работу, в обычную школу. Даже страшно сказать, в каком районе. Кошмар, конечно, полный, но я не унываю.
Обидно, что мне действительно хотелось работать хорошо... А тут... печатать опять негде, а каждому ученику, когда в классе под тридцать человек, я разорюсь дома на краску и бумагу. Хорошо хоть кабинет есть, и на том спасибо. Но дети... О, Боже... Но ничего, держимся.
Обиднее всего, что в моих неудачах на работе Т. С. не поддержал меня. Я знала, что такое рано или поздно случится. Он не любит неудачников, считает, это их проблемы. А я и так все время ищу причину в себе, чувствую себя виноватой, стараюсь найти подход ко всем: коллегам, детям, родителям. Но я ведь тоже не тряпка половая.
Вот муж, он да, он меня поддерживает всегда. Мне, конечно, очень повезло с ним. Только благодаря ему я хотя бы имею возможность уволиться с работы, если мне не нравится. Но бросать я не хочу. Не для этого училась столько. И я знаю, что у меня неплохо получается. Да, лажаю, да, есть ошибки, но я делаю выводы и исправляю их. Я все-таки учитель, и пусть все остальные подавятся.
Все наладится, все будет хорошо. Мы решили готовиться к ребенку, но я все время то болею, то завалена работой. Да и оба мы все равно не можем осознать, что действительно этого хотим. Просто решили, что уже пора, что нельзя больше тянуть... Но вот настоящее желание, есть ли оно? Иногда я представляю себя беременной, это интересно. Но вот уже с маленьким ребенком... без работы, без аспирантуры, без английского... Мои амбиции... Вы скажете: все можно сделать, если есть желание. Согласна. Но не является ли ребенок тоже своего рода моей амбицией? Муж, квартира, уважаемая профессия, научная степень, ребенок. Я горда тем, что все успеваю, что много делаю, что развиваюсь.
Мне немного страшно. Все через это проходили, конечно.
Качели, качели.